Образовательный процесс
11.11.2021
Поддержка инициативы детей
11.11.2021
«Поддержка детской инициативы
в рамках реализации ФГОС ДОО»
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования:воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС Дошкольной Образовательной Организации указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевые ориентиры, определенными ФГОС:
-участник образовательного процесса проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-ребенок способен к волевым усилиям;
-пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- способен к принятию собственных решений.
Надежда Александровна Короткова и Петр Геннадьевич Нежнов давали «Оценку развития детей на основе наблюдений в свободной самостоятельной деятельности по сферам инициатив» Авторы рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста.
Они выделяют 4 сферы инициатив:
- творческая
- целеполагания и волевого усилия
- коммуникативная
- познавательная.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива»
Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень: Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
2-й уровень: Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу»,
«Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
3-й уровень: Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Для инициативной личности характерно:
произвольность поведения;
самостоятельность;
развитая эмоционально волевая сфера;
инициатива в различных видах деятельности;
стремление к самореализации;
общительность;
творческий подход к деятельности;
высокий уровень умственных способностей;
познавательная активность.
Как развивать инициативность и самостоятельность в дошкольниках?
Инициативная личность развивается в деятельности!
А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.
В условиях Дошкольной Образовательной Организации распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом:
Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.
Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.
Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.
Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, а так же участников совместной деятельности:
Предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. Должно быть отведено время на занятия по выбору — так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
Содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей
Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.
Оказание не директивной помощи детям
Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей с необычным и конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т.е. проявлять инициативу.
Задача воспитателя – создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.
Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе: сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма. Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
Групповой сбор, это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Задачи группового сбора:
формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
формирование мотивации к предстоящей деятельности;
представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор проводиться в кругу, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не отвлекались. Групповой сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей.
В течение дня групповых сборов может быть несколько.
Целесообразно проводить:
-1-ый утренний сбор - после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
-2-ой утренний сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий утренний сбор - после дневного сна.
В режиме дня должно быть отведено время на занятия по выбору - где дети учатся самостоятельно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Это достигается за счет насыщенной, избыточной образовательной среды.
Воспитатели принимают на себя ответственность за то, что бы день был веселым и интересным для детей.
С этой целью организуются Центры активности, которые дают детям возможность самостоятельно индивидуализировать образовательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Материалы, содержащиеся в центрах, стимулируют активность детей, заставляют их использовать все органы чувств. Создание центров требует определенной организации помещения и обстановки однако это не налагает ограничений на игру детей, не привязывает определенных занятий к определенным центрам.
Проектная деятельность
Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения, т.е. должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу. Иначе ребенок окажется в объектной позиции.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, но субъектность ребенка может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может предложить оригинальную идею (то есть ранее не высказанную в группе), либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае задача воспитателя заключается в акцентировании своеобразия его идеи.
Группа представляет собой лабораторию, в которой дети проводят эксперименты в качестве исследователей, художников, ученых, практикуются в дружеских взаимоотношениях.
Ответственность за превращение группы в подобную лабораторию лежит на воспитателях. Они отвечают за такую организацию учебных материалов, которая подталкивала бы детей к непрерывным творческим экспериментам открытиям, решению проблем.
В начале, педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая то проблема, с которой к детям обращается сказочный персонаж, воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей.
С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог продумывает, какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах, какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения, какие индивидуальные задания можно подобрать.Чтобы научиться выбирать из нескольких вариантов оптимальный, нужна практика.
На первых порах помогают приемы социоигровой педагогики, разные способы объединения в малые группы «Социумы». Занятия в малых группах позволяют детям уделить больше времени приобретению собственного опыта, а в распоряжение воспитателя окажется больше способов для индивидуализации занятия. В этих условиях у детей появляются многочисленные возможности реализовать себя в роли лидера, принимать решения, которые оказывают влияние и них самих и на окружающих. Дети учатся делать реальный выбор и брать на себя ответственность в той мере, в которой это представляется целесообразным исходя из их возраста и возможностей.
Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, планировании, сами принимают решение, в каком центре они сегодня будут работать, что именно в этом центре предполагает сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде, как будут распределены обязанности в совместной работе в центре, какого результата предполагается достичь.
После выбора центра и планирования работы приходит время собственно выполнения плана - т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. С какими - то из них дети могут справиться самостоятельно, а где - то выполняют работу при участии воспитателя. Важно обращать внимание на выбор занятия детьми, на качество их работы, наличие интереса к занятию не зависимо от того индивидуально они работают или в группе. Так как центры могут быть выбраны самые разные, степень самостоятельности ребенка определяется его готовностью к самостоятельной работе, наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку.
При этом дети имеют возможность перемещаться от центра к центру. Это возможно только в том случае, если дети взаимодействуют друг с другом, практикуются в умении договариваться, решать проблемы. А воспитатели помогают детям размышлять над своими действиями и способствуют их самообучению, а не руководят этим обучением. Воспитатели уважением относятся к идеям детей, взаимодействуют с детьми, когда они играют или работают.
Завершение занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одной компании к другой, рассказывают, чем они занимались, что удалось? Что не получилось? Почему? А можно обсудить эти вопросы и презентовать получившиеся продукты вернувшись на круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы, давать оценку себе и своим товарищам.
Развивающая предметно-пространственная среда
По мнению доктора психологических наук Светланы Леонидовны Новоселовой:«Развивающая предметная среда -это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечение разнообразной деятельности ребенка».
В данном случае понятие «предметная среда» выступает в более узком смысле своего значения, т.е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир
Разработка предметно-пространственной развивающей среды должна осуществляться на основе следующих характеристик детского сообщества:
возрастного состава малышей;
психологической характеристики группы;
количественного соотношения мальчиков и девочек;
социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
Рекомендации педагогам для стимуляции творческой активности
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность).
Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта.
Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом