тоонто-нютаг

1

Тоонто нютаг – Родной край: образовательная программа для детей
дошкольного возраста: методические рекомендации /сост. Доржиева Туяна
Доржиевна, Колмакова Антонина Никифоровна, Апханова Долгор
Николаевна, Игумнова Зинаида Николаевна, Никитенко Светлана
Анатольевна, Сысюк Татьяна Петровна, Борисова Татьяна Васильевна,
Доржиева Туяна Владимировна. – Улан-Удэ: Издательство МАДОУ ЦРР
№86 «Оюна» - детский сад, 2015 год. – 57 с.
Программа является учебно-методическим пособием, которое
представляет собой эффективную модель реализации ФГОС дошкольного
образования.
В пособии представлена программа ознакомления детей дошкольного
возраста с родным краем, разработанная на основе комплекснотематического планирования. Содержание программы знакомит
дошкольников с историей, природой родного края, этнокультурными
традициями и обычаями народов, живущих в республике Бурятия.
Пособие адресовано педагогам ДОУ, родителям, а также всем, кто
интересуется вопросами этнокультурного воспитания детей.

2

3

4

5

6

Содержание:
Введение………………………………………………………………………
Целевой раздел………………………………………………………………
Пояснительная записка……………………………………………………….
Цели и задачи реализации Программы……………………………………...
Принципы и подходы к формированию Программы……………………….
Планирование результатов освоения Программы. Целевые ориентиры….
Содержательный раздел…………………………………………………….
Комплексно-тематическое планирование:
«Я – человек» для детей от 2-7 лет………………………………………….
Динамика освоения содержания темы ……………………………………...
«Моя семья»…………………………………………………………………..
Динамика освоения содержания темы ……………………………………...
«Любимый город»……………………………………………………………
Динамика освоения содержания темы……………………………………....
«История жилища»……………………………………………………………
Динамика освоения содержания темы ……………………………………...
«Родной край»…………………………………………………………………
Динамика освоения содержания темы ……………………………………..
«Традиции и быт»……………………………………………………………..
Динамика освоения содержания темы ……………………………………...
«Животный мир……………………………………………………………….
Динамика освоения содержания темы ……………………………………...
«Растения родного края»……………………………………………………..
Динамика освоения содержания темы ……………………………………...
«Искусство»…………………………………………………………………...
Динамика освоения содержания темы………………………………………
Организационный раздел…………………………………………………..
Проектирование воспитательно-образовательного процесса……………...
Культурно-досуговая деятельность (традиционные события,
праздники, развлечения)……………………………………………………
Учебно-методический комплект к Программе……………………………...
Список литературы …………………………………………………………...

7
8
8
8
9
9
11
13
19
20
23
24
27
28
31
32
35
36
40
41
44
45
48
49
54
55
55
55
56
57

7

«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь РОДИНУ такую,
Какой еѐ ты в детстве увидал»
К. Симонов
ВВЕДЕНИЕ
С 2002 года МАДОУ Центр развития ребенка №86 «Оюна» - детский
сад – Федеральная экспериментальная площадка по реализации проекта
«Интеллектуальное развитие и формирование творчески инициативной
личности через наполнение развивающих программ национальнорегиональным содержанием. Результатом проекта является образовательная
программа «Тоонто-нютаг-Родной край».
Данная образовательная программа рецензирована, прошла экспертизу
и получила экспертное заключение при БИПКиПРО от 26.11.2007 года,
заслуживает высокой оценки и рекомендована к обобщению и
распространению среди педагогов города и республики Бурятия.
Авторский коллектив программы:
 Доржиева Туяна Доржиевна – заведующая ЦРР;
 Колмакова Антонина Никифоровна – старший воспитатель;
 Апханова Долгор Николаевна – учитель бурятского языка;
 Игумнова Зинаида Николаевна – педагог-психолог;
 Сысюк Татьяна Петровна – воспитатель;
 Борисова Татьяна Васильевна – воспитатель;
 Никитенко Светлана Анатольевна – воспитатель
 Доржиева Туяна Владимировна – воспитатель

8

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Тоонто нютаг – Родной край» (далее — Программа)
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для
использования как вариативная часть,
формируемая участниками
образовательных отношений, учитывает образовательные потребности,
интересы и мотивы детей, родителей и педагогов. Ориентирована на
специфику национальных, социокультурных и региональных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность.
В 1992г. в республике Бурятия вышел закон о придании статуса
государственного
бурятскому языку. В штатное расписание Центра была
введена ставка учителя бурятского языка. Дети изучают язык со средней
группы. Возможность обучения детей бурятскому языку осуществляется в
соответствии с п.1.9. ФГОС ДО.
Именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы
мировоззрения, поэтому одного изучения бурятского языка недостаточно,
нужно знакомить детей с традициями и обычаями родного края, бытом,
праздниками, произведениями устного народного творчества, изделиями
декоративно-прикладного искусства и др. Язык – душа народа, часть
национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы
рассматриваем в рамках патриотического воспитания, воспитания
толерантности. Культура родного края для детей дошкольного возраста
является контекстом для развития. Дети знакомятся с родным краем,
традициями и бытом народов, проживающих на территории республики с их
культурным и духовным наследием.
Важным условием реализации программы является тесное
взаимодействие детского сада и семьи на основе сотрудничества. Создание
данной общности детей, воспитателей и родителей выступает как основа
реализации программы.
Содержание программы строится на основе игрового взаимодействия
педагога, детей и родителей.
Цели Программы
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям Родного
края.
Воспитание любви и привязанности к малой Родине, желание сделать
полезное и приятное для родных и близких людей.
Задачи:
1. Дать детям представления
об этнической самобытности народов,
проживающих на территории Бурятии, их обычаях и традициях.
2. Развивать у детей способность воспринимать и уважать этническое
разнообразие и культурную самобытность различных групп населения.
9

3. Формировать культуру поведения и способы проявления гуманного
отношения к людям (доброжелательного, заботливого, отзывчивого),
эмпатийных форм общения.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей, поддерживать
и направлять детскую инициативу посредством создания этнокультурной
развивающей среды.
5. Развивать любознательность, побуждать детей к активному
самовыражению в практической познавательной деятельности, стимулируя
творческую активность;
6 .Воспитывать основы патриотизма, гражданственности и чувство
привязанности к своей малой и большой Родине.
Программа «Тоонто нютаг-Родной край» разработана с учетом
принципов:
- принцип культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает
учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет
недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации
которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в
развитии дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и
возможностями образовательных областей.
-комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса;
- принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и
ведущим видом их деятельности является игра;
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного возраста
1. Ребенок обладает начальными знаниями о культуре народов
проживающих в нашей республике, проявляет активный, увлеченный
интерес и положительное отношение к другим людям и самому себе.
2. Овладевает навыкам освоения социокультурного пространства,
культурой поведения, сформированы социально поощряемые нормы и
правила поведения в окружающей среде.
3. Ребенок легко адаптируется, стремится к общению со взрослыми и
детьми, инициативен в общении, эмоционально включается в действия,
регулирует свое поведение в соответствии с ситуацией общения.
4. Достаточно хорошо владеет устной речью и элементарными навыками
общения на бурятском языке, понимает разговорную речь и применяет
речевой этикет в разных ситуациях общения.

10

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Животный мир
Бурятии
Манай нютагай
амитад

Тоонто нютаг
Родной край

Искусство

Растения родного края
Ойн ургамалнууд

Я – человек
Би хун турэлтенби
Любимый город
Минии турел хото

Традиции и быт
Ёhозаншал

История жилища
Гэр байрын туухэ

Моя семья
Минии уг гарбал

11

Содержание программы делится на девять тематических блоков,
каждый из которых решает свои задачи:
 Я – человек. БИ XYH ТYРЭЛТЭНБИ.
 Моя семья. МИНИИ YГ ГАРБАЛ.
 Любимый город. МИНИИ ТУРЭЛ ХОТО.
 История жилища. ГЭР БАЙРЫН ТYYХЭ.
 Родной край. ТООНТО НЮТААГ.
 Традиции и быт. ЁHО ЗАНШАЛ.
 Животный мир Бурятии. МАНАЙ НЮТАГАЙ
АМИТАД.
 Растения родного края. ОЙН YРГАМАЛНYYД.
 Искусство.
Последовательность
тематических
блоков
не
случайна
и
принципиально важна для максимального образовательного эффекта.
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с двух до семи лет), в
течение которых ребѐнок пять раз погружается в каждый из тематических
блоков «круга проблем», затрагиваемых программой «Тоонто нютааг» При
этом каждый раз последовательность рассматриваемых проблем сохраняется.
Однако, при повторном возвращении к материалу, учебное содержание
постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами и ценностями. Это
достигается за счѐт рассмотрения темы с новых позиций и установления
новых связей с содержанием других тем программы, еѐ обогащения новым
жизненным опытом ребѐнка, повзрослевшего на год.
Такое выстраивание учебного содержания:
 Повышает эффективность усвоения необходимого объѐма
знаний;
 Предоставляет детям возможность освоения учебного
материала в индивидуальном темпе;
 Дает возможность начала обучения по программе с любого
момента времени и возраста ребѐнка, т.к. полная картина
представлений по содержанию формируется в течение
одного года.
С течением времени меняется лишь глубина проникновения в материал
и широта взгляда на проблему.
К каждому блоку в программе разработаны темы занятий и их
программные задачи (цели). Программа не предусматривает разработку
каждой темы, предполагая творчество самого педагога, учет знаний и
интереса детей.
Каждый ребенок получает возможность пережить «множественность
бытия». Это происходит через развитие:
- двигательной деятельности и физической культуры – в подвижных
играх;
12

- познавательной деятельности, сенсорной культуры и культуре познания
– в дидактических играх, игровых упражнениях и игреэкспериментировании;
- коммуникативной деятельности и культуры общения, нравственной
культуры – в сюжетно-ролевых и режиссерских играх;
- речевой деятельности – в словесных играх и речевых, театрализованных
играх;
- музыкальной, изобразительной, конструктивной деятельности и
художественно-эстетической культуры – в музыкально-дидактических,
художественно-творческих, строительных играх, а также в праздниках и
развлечениях.

13

«Я – Человек»
«Би - ХYН турэлтэнби»
Формировать у ребенка уверенность в себе через постижение
собственной уникальности, единственности в своем роде.
Воспитывать толерантность, готовность принимать мнение других
людей, проявлять уважение и терпимость к представителям другой
культуры, сопереживать.

14

Возраст детей: 2 – 3 года
Содержание работы
Обратить внимание ребенка на
самого себя, на свое тело.

Тема
«Я – Человек»
«Би - ХYН турэлтэнби»

Формы работы
Игра-забава «Ладушки-ладошки»
Театр игрушек «Чьи башмачки»

Показать
особенности 1. Тело человека: части
внешнего вида детей (лицо,
тела и их
прическа,
одежда,
обувь),
различия между детьми по
предназначение.
признаку
пола
(мальчик,
2. Возраст, пол, одежда
девочка).
3. Эмоциональные
Побуждать
отзывчивость,
состояния.
различать
яркие
эмоциональные состояния.

Игра «Настроение»
Развлечение
хороший?»

«Кто

у

нас

Повторять за воспитателем
слова,
обозначающие
соответствующее
эмоциональное
состояние,
различать
эмоциональные
состояния,
которые
воспитатель
подчеркнуто,
демонстрирует
мимикой,
жестами, интонацией голоса.

15

Возраст детей: 3 – 4 года
Содержание работы

Тема

Обратить
внимание «Я – Человек»
ребенка на самого себя, «Би - ХYН турэлтэнби»
на свое тело.
1. Тело человека, тело
Учить
находить
животного.
сходства и различия
человека и животного.
2. Мы все разные.

Формы работы
Дидактическая игра «Собери
картинку»,
«Точка, точка, запятая»
Игровое упражнение «Зеркало»
Игры наших бабушек.

Помочь
ребенку 3. Эмоциональный букварь.
осознать, что он похож
на других людей, но в то
же время отличается от
них.
Знакомить
детей
с
«эмоциональным
букварем»,
учить им
пользоваться, как для
выражения собственных
чувств и переживаний,
так и для понимания
эмоционального
состояния других.

16

Возраст детей: 4 – 5 лет
Содержание работы

Тема

Обратить внимание детей на «Я – Человек»
характерные
особенности «Би - ХYН турэлтэнби»
внешнего вида и облика
людей и животных.
1. Тело человека. Лица, морды
и головы.
Формировать
у
ребенка
уверенность в себе, через 2. Мы все разные. Какой ты?
постижение
собственной
уникальности, единственности 3. Эмоциональный букварь
в своем роде.

Формы работы
Дидактическая игра «Подбери
картинку».
Игровое упражнение «Опиши
свою внешность».
Раскрась картинки (соедини
линиями выражения лица
мальчика).
Игры наших бабушек.

Знакомить ребенка с языком
эмоций (поза, мимика, жесты).
Учить им пользоваться, для
выражения
собственных
чувств и переживаний, и для
понимания
эмоционального
состояния других.

17

Возраст детей: 5 – 6 лет
Содержание работы
Познакомить
детей
с
основными
внутренними
органами (сердце, желудок,
легкие, мозг). Вызвать у детей
желание
беречь
свой
организм,
обучить
их
способам
заботливого
отношения к себе.

Тема

Формы работы

«Я – Человек»
«Би - ХYН турэлтэнби»

Игровое упражнение «Какой орган
самый важный?»

1. Мой организм.

Нарисуй свой портрет и составь
словесный рассказ.

2. Внешность. Мой внешний
вид и особые приметы
(составление словесного
портрета)

Игра «Подбери картинки».
Игры наших бабушек и дедушек.

Формировать
у
ребенка
уверенность в себе, через 3. Веселые и грустные.
постижение
собственной
уникальности, единственности
в своем роде.
Научить ребенка различать
индивидуальные особенности
своих товарищей в группе;
развивать восприятие образа
ровесника по внешности,
индивидуальным
особенностям.
Учить «прочитывать» эмоции,
анализировать
свои
«человеческие» проявления,
сравнивать
с
формой
выражения чувств другими
людьми (детьми и взрослыми).

18

Возраст детей: 6 – 7 лет
Содержание работы
Углубить
представления о
возможностях
человеческого
организма.
Формировать
уважение к силе духа Человека,
вера
в
его
(и
свои)
возможности.

Тема

Формы работы

«Я – Человек»
«Би - ХYН турэлтэнби»

Дидактическая игра «Есть ли
враги у моего организма»

1. Мой организм.

Игровое упражнение «Кем я
буду, когда вырасту?»

2. Внешность. Лица народов
мира. Зависимость
Воспитывать толерантность.
особенностей облика
народов от окружающей
Дать представление детям о
среды.
возрастном развитии человека:
младенец,
дошкольник, 3. Каким я был – каким я
школьник, молодой человек,
стану.
пожилой
человек
(мысли,
чувства,
поступки,
взаимоотношения).

Игры наших
бабушек и дедушек

Помочь ребенку в выборе
положительной
внутренней
жизненной установки.

19

Динамика освоения содержания темы
«Я – Человек. Би - ХYН турэлтэнби»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. «Назови и покажи - части тела» (руки, ноги, голова, животик, пальцы на руках и на
ногах)
2. Дидактическая игра «Оденем Ваню и Таню»
3. Игра «Микрофон» - ребенок в «микрофон» называет свое имя и пол («Я – Таня, я –
девочка»)
4. «Весело - грустно»
Возраст детей: 3 – 4 года
1. «Собери человечка» (из частей – части тела)
2. «Где, что находится?» (месторасположения частей тела – голова вверху, ноги
внизу, руки по бокам и т.д.)
3. Дидактическая игра «Чего не хватает? Что лишнее?» (Человек и животные)
4. Психогимнастика (радость-веселье, грусть-печаль)
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. «Опиши свою внешность»
2. Чем отличается лицо от морды?
3. «Соедини лица детей на картинке с пиктограммами»
Возраст детей: 5 – 6 лет
1. Чем человек отличается от куклы? (наличие внутренних органов их
предназначение)
2. Как можно беречь свой организм?
3. Дидактическая игра: «Мы такие разные и такие похожие»
4. В чем твоя уникальность?
5. Игра: «Подбери пиктограмму к сюжетной картинке»
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. Назови жизненно важные органы человека. Какой орган самый важный?
2. Как сохранить здоровье?
3. Что нам вредит? Есть ли враги у моего организма?
4. Дидактическое упражнение: «Кто где живет?» (Национальности – карта мира)
5. Почему у людей разный цвет кожи?
6. Дидактическая игра: «Разный возраст человека» (разложи и назови)
7. Каким человеком ты станешь?

20

«Моя семья».
«Минии булэ».
Воспитывать любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
Вызвать интерес детей к своему имени, роду, к своей родословной.

Возраст детей: 2 – 3 года
Содержание работы

Тема

Формы работы

Учить детей проявлять интерес к «Моя семья».
самому себе, к своему имени.
«Минии булэ».

Театр игрушек «Угадайка», «Дружная семья.

Различать, узнавать, называть детей на
картинках и в жизни.

Развлечение
«В гости к бабушке Варваре»

1. Обратись по имени.
2. Члены семьи.

Помочь запомнить детей в группе по
именам, узнавать и называть их.

3. Жизнь семьи

Формировать у детей представление о
семье, о ее членах, которые живут
вместе, любят друг друга, заботятся
друг о друге.

21

Возраст детей: 3 – 4 года
Содержание работы
Дать детям знания о том, что у
каждого человека есть своѐ
имя, которое отличает его от
других людей, что одно и то
же имя может звучать поразному.
Знать имена
девочек.

мальчиков

Тема

Формы работы

«Моя семья».
«Минии булэ».

Игра «Микрофон»
Нарисуй семью пальчиков

1.

Твоѐ имя.

2.

Члены семьи. Кто
кому кем доводится.

3.

Ролевые отношения.
Кто о нас заботится?

и

Ролевая игра «Кто о нас
заботится?»
Развлечение «Веселые
матрешки»

Формировать
у
детей
представление о семье, о ее
членах, которые живут вместе,
любят друг друга, заботятся
друг о друге.
Обращать внимание детей на
общее настроение членов
семьи, его причину (все
смеются, в семье праздник)
Возраст детей: 4 –5 лет
Содержание работы

Тема

Формы работы

Дать понятие в различии «Моя семья».
между именами людей и «Минии булэ».
кличками животных.
Детские дразнилки.
1. Имена и клички.

Детские дразнилки

Дать знания о родственных 2. Папа, мама, я –
отношениях в семье – каждый
дружная
из них одновременно сын семья.
(дочь), внук (внучка), брат
(сестра).
3. Моя семья – моя
крепость.
Мама и папа – тоже дочь и
сын.

Словесная игра «Какое
обращение тебе нравится?»

Развлечение «Мама, папа и я –
вместе дружная семья»

Игра «Найди свою маму».

Обратить внимание детей на
то, что у каждого члена семьи
есть свои обязанности.
Воспитывать
нежное,
заботливое отношение к своей
семье, закреплять чувства
уверенности и защищенности.
22

Возраст детей: 5 –6 лет
Содержание работы
Дать детям знания о том, что у
каждого человека есть свое
имя, которое отличает его от
других людей, познакомить с
тем, как на Руси и в Бурятии
давали имена и что они
означают.
Формировать у детей знания о
жизни и быте русских и бурят,
их душевных качествах –
доброте,
отзывчивости,
почтении
к
людям,
сострадании;
вызвать
эмоциональный
отклик,
чувство гордости и уважения к
нашим предкам.

Тема

Формы работы

«Моя семья».
«Минии булэ».

Детско-родительский проект
«Что в имени твоем?»

1. Что значат наши имена?

Дидактическая игра «Кто
кому кем доводится?»

2. Мой дом, моя семья.
Генеалогическое древо.
3. Моя родословная, мое
«семейное дерево».

Игра «Мы очень любим»
Развлечение «Я, ты, он, она –
вместе дружная семья»

Возраст детей: 6 - 7 лет
Содержание работы
Формировать у детей
представления о
происхождении фамилий,
развивать любознательность,
умение анализировать и
делать самостоятельные
выводы.
Вызвать у детей интерес к
этой теме и желание
правильно обращаться к
людям.
Дать детям исторические
знания
о
семье:
от
первобытной семьи к семье
будущего.

Тема

Формы работы

«Моя семья».
«Минии булэ».

Детско-родительский проект
«Происхождение фамилий»

1. Имена и фамилии
разных народов.
2. Ось времени.
Путешествие в
историю.
3. Моя семья.
Составление
генеалогического
древа.

Игровое упражнение «От
первобытной семьи к семье
будущего»
Творческое задание
«Генеалогическое древо моей
семьи»
Развлечение «Я, ты, он, она –
вместе дружная семья»

Вызвать интерес детей к своей
семье, своему роду, своей
родословной.

23

Динамика освоения содержания темы
«Моя семья. Минии булэ»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. «Назови по имени»
2. Дидактическая игра «Помоги найти маму»
3. Рассматривание картинок из серии «Моя семья». Вопросы.
Возраст детей: 3 – 4 года
1. «Назови себя ласково»
2. Члены семьи. Кто кому кем доводится?
3. Рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья». Общее настроение
семьи. Вопросы.
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. Дидактическая игра: «Назови по имени». У кого имя, а у кого кличка?
2. Игровое упражнение «Кто кому кем доводится?»
3. Как ты помогаешь дома маме, папе?
4. Дидактическая игра «Азбука настроений» (Программа «Я – ты – мы»)
Возраст детей: 5 – 6 лет
1. Что означает твое имя? Как бы ты хотел, что бы тебя называли? Как тебя будут
называть, когда ты вырастешь?
2. Что означает слово семья?
3. Генеалогическое древо.
4. Рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья». Общее настроение
семьи. Вопросы.
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. Что такое имя, отчество, фамилия?
2. Что означает твое имя?
3. Как появились фамилии (у русских и бурят)?
4. Генеалогическое древо. Расскажи о своей родословной.
5. Рассматривание сюжетных картинок из серии «Моя семья». Общее настроение
семьи. Вопросы.

24

«Любимый город».
«Минии турэл хото».
Познакомить детей с историей возникновения родного города, его улиц,
архитектурой. Экономическим и социальным значением Улан-Удэ.
Способствовать формированию гражданственности, осознания себя как
улан-удэнца.

Возраст детей: 2 –3 года
Содержание работы

Тема

Дать ребенку представления о «Любимый город».
городе в котором он живет «Минии турэл хото».
(много улиц, домов, людей), о
городском транспорте.
1.Городской транспорт.

Формы работы
Рассматривание
фотографий видов города
Улан-Удэ, транспорта.
Игра «Едем на автобусе».

Вызвать эмоциональный
отклик к родному городу.

25

Возраст детей: 3 – 4 года
Содержание работы
Формировать отношение
детей к «Малой родине» - мой
дом, двор, улицы города по
маршруту от дома до детского
сада.

Тема

Формы работы

«Любимый город».
«Минии турэл хото».

Рассматривание
фотографий видов города
Улан-Удэ, транспорта

1. Улицы моего города.
2. Виды транспорта.

Познакомить детей с видами
городского транспорта, его
предназначением.

Игровое упражнение «Виды
транспорта и их
предназначение»
Образовательное событие
«Город, в котором я живу»

Возраст детей: 4 –5 лет
Содержание работы
Познакомить детей с
районом, в котором они
живут.

Тема

Формы работы

«Любимый город».
«Минии турэл хото».

Игра «Микрофон»

1. Октябрьский район.
Дать знания о том, что «малая
Маршрут от дома до
Родина» (мой дом, двор,
детского сада.
улицы города по маршруту от
дома до детского сада) - часть 2. История создания
большого города; о
городского транспорта.
национальностях людей,
населяющих город; жителях
3. История возникновения
города (улан-удэнцах).
города.

Дидактическая игра «Что
сначала, что потом?»
Образовательное событие
«Город, в котором я живу»

Познакомить детей с
историей возникновения
города, городским
транспортом.
Вызвать чувство гордости за
«малую Родину»

26

Возраст детей: 5 - 6 лет
Содержание работы
Познакомить детей с
историей возникновения
родного города, его улиц
(в названиях отдельных
улиц нашла отражение
история города, страны).
Обратить внимание детей
на разные по назначению
здания, их возраст и
архитектуру.

Тема

Формы работы

«Любимый город».
«Минии турэл хото».

Дидактическая игра:
«Знаешь ли ты свой
город?» (по
иллюстрациям)

1. Улицы моего города.
2. Улан – Удэ.
Достопримечательности
города.

Игра: «Помоги
добраться до указанного
места» (Карта-схема
Октябрьского района)

3. Страницы истории.
Образовательное
событие «Мой любимый
город»

Рассказать
об
исторических памятниках.
Воспитывать любовь и
привязанность к родному
городу.

Возраст детей: 6 - 7лет
Содержание работы

Тема

Дать детям знания о «Любимый город».
причинах возникновения «Минии турэл хото».
города именно на этом
месте, о названии города. 1. День рождение города.
Способствовать
формированию
гражданственности,
осознания себя как уланудэнца.
Вызывать у детей чувства
восхищения и любви,
гордости за «малую
родину».

Формы работы
Экскурсия по городу
Улан-Удэ
Рисование «Любимый
город».

2. За что я люблю свой город.
Дидактическая игра:
«Знаешь ли ты свой
город?» (иллюстрации:
«Прогулка по городу
Улан-Удэ»).
Образовательное событие
«Мой любимый город».

27

Динамика освоения содержания темы
«Любимый город. Минии турэл хото»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. Дидактическая игра: «Машина на нашей улице».
2. Игра: «Строим город»
Возраст детей: 3 – 4 года
1. Как называется наш город? На какой улице ты живешь?
2. Как называется детский сад, в который ты ходишь?
3. Игровое упражнение: «Виды транспорта. Их предназначение»
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. В каком городе ты живешь?
2. Как называют жителей города Улан-Удэ?
3. Как называется район, в котором ты живешь?
4. Для чего нужен транспорт в городе?
Возраст детей: 5 – 6 лет
1. Как называется город, в котором ты живешь? Всегда ли наш город назывался УланУдэ?
2. Перечисли названия улиц города, которые ты знаешь. Почему их так назвали?
3. Дидактическая игра: «Знаешь ли ты свой город?» (по иллюстрациям)
4. Игра: «Помоги добраться до указанного места» (Карта-схема Октябрьского района)
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. Как называется город, в котором мы живем? Что означает это название?
2. Как раньше назывался наш город? Почему его назвали Верхнеудинском?
3. Дидактическая игра: «Знаешь ли ты свой город?» (иллюстрации: «Прогулка по
Улан-Удэ»)
4. Какие памятники есть в нашем городе?
5. Каких людей, прославивших наш город, ты знаешь?

28

«История жилища».
«Гэр байрын туухэ».
Дать детям представление о жилье, как об особой среде обитания,
необходимой для выживания и развития людей в разные времена и в
разных климатических условиях.

Возраст детей: 2 –3 года
Содержание работы
Формировать у детей
представление о доме, как
о жилище человека и
сказочных героев.

Тема

Формы работы

«История жилища».
«Гэр байрын туухэ».

Театр картинок «Теремок»

1.Что такое дом?
Рассматривание дома.

29

Возраст детей: 3 – 4 года
Содержание работы
Познакомить детей с
видами жилья животных
и человека, зачем нужен
дом.

Тема

Формы работы

«История жилища».
«Гэр байрын туухэ».

Игровое упражнение «Помоги
машинам добраться до
домиков»

1. Дом, нора, берлога.

Учить сравнивать дома 2. Дом в городе и деревне.
города
и
деревни,
находить
сходства
и
различия.

Дидактическая игра «Рассели
животных»
Музыкальные игры

Возраст детей: 4 –5 лет
Содержание работы

Тема

Познакомить детей с «История жилища».
разнообразием
видов «Гэр байрын туухэ».
жилья
животных
и
человека (дом, юрта, 1. Виды жилищ у людей и
жилища животных).
животных.

Формы работы
Игровое упражнение «Кто где
живет?»
Конструирование домов из
разных материалов.

Обратить внимание детей 2. Городской и сельский
на
особенности
дом.
городского и сельского
дома, их сходства и 3. Мы построим новый
различия.
дом.
Дать
первоначальные
сведения
о
процессе
постройки дома.

30

Возраст детей: 5 - 6 лет
Содержание работы

Тема

Пополнить знания детей о «История жилища».
конструкциях
домов; «Гэр байрын туухэ».
продолжить
знакомить
с
различными строительными 1. Для чего нужны
материалами;
воспитывать
дома.
уважение к человеку труда.
2. Изба, юрта, чум.
Рассказать
об
истории
жилища в Бурятии; научить 3. Дом будущего.
ориентироваться в прошлом и
понимать,
что
человек
постоянно
стремился
улучшить свое жилище.

Формы работы
Сюжетно-ролевая игра «Мы
строители»
Игровое упражнение
«Встречаем гостей»
Конструирование «Дом
будущего»

Помочь ребенку сделать свой
первый сознательный выбор
будущего образа жизни.

Возраст детей: 6 -7 лет
Содержание работы

Тема

Формировать представления «История жилища».
детей о жилищах разных «Гэр байрын туухэ».
народов, в зависимости от
климатических условий.
1. Сколько братьев у
нашего дома?
Дать детям представление о
жилье,
как
об
особой 2. Путешествие во
искусственной
среде
времени.
обитания, необходимой для
выживания и развития людей 3. Город будущего.
в разные времена.

Формы работы
Дидактическая игра
«Расположи дома на карте»
Викторина «Что сначала, что
потом?»
Продуктивная деятельность
«Дом, в котором я живу»

Помочь ребенку сделать свой
первый сознательный выбор
будущего образа жизни как
творца будущего.

31

Динамика освоения содержания темы
«История жилища. Гэр байрын туухэ»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. Дидактическая игра «Дом». / Дом, домик, теремок, избушка на курьих ножках./
Возраст детей: 3 – 4 года
1. Зачем нужен дом?
2. Назовите дома, где живут сказочные персонажи.
3. Какие еще сказки, про дом вы знаете?
4. Какие дома строят животные?
5. Дидактическая игра «Дом в городе и в деревне» (сходства и различия)
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. Дидактическая игра: «Виды жилищ человека» /дом, юрта/
2. Какие дома строят животные? / Где живут муравьи, белки, мыши, медведи, пчелы,
птицы и др./
3. Дидактическая игра: «Городской и сельский дом»
4. Дидактическая игра: «Из чего состоит дом?» Назовите каждую часть дома и
ответьте, для чего она нужна. Расскажите о любой части дома.
5. Почему говорят: « В гостях – хорошо, а дома лучше»?
Возраст детей: 5 – 6 лет
1. Из чего строят дома?
2. Что внутри многоэтажного дома? Из чего состоит квартира?
3. Загадка - «Глаза стеклянные, веки деревянные». Как ещѐ освещается дом?
4. Кто строит дом?
5. Назови национальные жилища людей? Чем юрта отличается от дома?
6. Первое жилище человека. Для чего оно нужно?
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. Дидактическая игра «Сколько братьев у нашего дома?»
2. Дидактическая игра «Расположи дома на карте».
3. Как изменялся дом?
4. Какие строительные профессии ты знаешь? Какую бы строительную профессию
ты выбрал? Почему?
5. Кто такой архитектор и чем он занимается?
6. Почему планету называют домом?

32

«Родной край».
«Тоонто – нютаг».
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Расширять
элементарные географические, естественнонаучные и экологические
представления.
Воспитывать чувство гордости и сопричастности к своей малой Родине.

Возраст детей: 2 – 3 года
Содержание работы
Развивать эмоциональное
восприятие красоты окружающего
мира.

Тема

Формы работы

«Родной край».
«Тоонто – нютаг».

Игры-путешествия.
Минутки любования.

1. Природа вокруг нас.
Минутки любования.

33

Возраст детей: 3 - 4 года
Содержание работы
Развивать эмоциональное
восприятие красоты природы в
разное время года.
Дать детям знания о Байкале,
как о самом красивом озере в
мире.

Тема

Формы работы

«Родной край».
«Тоонто – нютаг».

Игры-путешествия.
Минутки любования.

1. Краски природы.

Сюжетно-ролевая игра
«Отдых на Байкале»

2. Путешествие по
Байкалу.

Вызвать у детей интерес к
природе родного края.

Возраст детей: 4 –5 лет
Содержание работы
Дать детям знания о Байкале,
как о самом красивом озере в
мире и рассказать о его
обитателях.

Тема
«Родной край».
«Тоонто – нютаг».

Формы работы
Игры-путешествия.
Минутки любования.

1. Озеро Байкал.

Вызвать у детей интерес к 2. Природа родного
природе родного края.
края.

Сюжетно-ролевая игра «Отдых
на Байкале»

Формировать
бережное
отношение к окружающему
миру, умение видеть красоту
природы.

Возраст детей: 5 - 6 лет
Содержание работы

Тема

Формировать представление о «Родной край».
республике
Бурятия,
о «Тоонто – нютаг».
происхождении
и
функциональном назначении герба 1. Бурятия. Герб,
и флага, об их символическом
флаг, гимн.
значении (соѐмбо).
2. «Таежная, озерная
Расширять
элементарные
степная…»
географические,

Формы работы
Игровое
упражнение
«Выбери флаг и герб
республики Бурятия»
Развлечение «Люблю тебя
мой край родной!»

34

естественнонаучные
и
экологические
представления
дошкольников,
развивать
устойчивый
познавательный
интерес к природе.

3. Чем богат наш
край.

Формировать навыки заботливого
отношения к объектам живой и
неживой природы.
Развивать
способность
воспринимать
эстетическую
ценность природы.
Воспитывать чувство гордости и
сопричастности к природным
достопримечательностям родного
края.

Возраст детей: 6 - 7 лет
Содержание работы

Тема

Расширять
элементарные «Родной край».
географические,
«Тоонто – нютаг».
естественнонаучные
и
экологические
представления 1. Мы живем в
дошкольников,
развивать
Бурятии.
устойчивый
познавательный
интерес к природе родного края.
2. Богатства края.
Развивать у детей элементарные и
вполне научные представления о
существующих
в
природе
взаимосвязях, подвести детей к
элементарному
пониманию
проблемы
взаимоотношений
человека с окружающей средой и
последствий деятельности людей.

Формы работы
Расскажи и покажи
символику России и Бурятии
( герб, флаг, гимн).
Что означают на карте эти
цвета? (синий, зеленый,
желтый, коричневый).

3. Тайны байкальских Исследовательская
глубин. Водные
деятельность
ресурсы Бурятии.
«Кто загрязняет Байкал?»
Образовательное событие
«Славное море – священный
Байкал»

Формировать
первоначальные
умения,
позволяющие
детям
участвовать
в
посильной
практической деятельности по
охране природы родного края,
развивать
представления
о
самоценности
природы,
эмоциональному положительному
отношению к ней.

35

Динамика освоения содержания темы
«Тоонто нютаг. Родной край»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. Дидактическая игра: «Природное лото»
Возраст детей: 3 – 4 года
1. Назови времена года. ( По картинам бурятских художников)
2. Как называется озеро, которое находится в Бурятии?
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. Как называется край, в котором ты живешь? Чем он знаменит?
2. Расскажи об обитателях Байкала.
3. Чем отличается степь от тайги?
Возраст детей: 5 - 6 лет
1. Игровое упражнение: «Выбери флаг и герб республики Бурятия»
2. Расскажи - что означают цвета флага.
3. Почему гимн Бурятии начинается со слов: «Таежная, озерная, степная…»?
4. Дидактическая игра: «Рассели по местам» (По карте Бурятии)
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. В какой стране мы живем? Как называется республика, в которой мы живем?
Столица Бурятии?
2. Расскажи и покажи символику России и Бурятии ( герб, флаг, гимн)
3. Что означают на карте эти цвета? (синий, зеленый, желтый, коричневый)
4. Как люди вредят природе?

36

«Традиции и быт».
«Ёhо заншал».
Дать детям знания об этнической самобытности разных народов,
проживающих в Бурятии, их обычаях, праздниках, традициях,
предметах быта и др.

Возраст детей: 2 – 3 года
Содержание работы

Тема

Вызывать
у
детей «Традиции и быт».
эмоциональный отклик на «Ёhо заншал».
красоту
костюмов
русских и бурят.
1. Оюна и Аленка в гостях у
детей.
Способствовать раннему
приобщению ребенка к
национальной культуре, к
познанию окружающего
мира через знакомство с
народной
поэзией
(пестушек,
потешек,
прибауток,
считалок,
приговорок,
скороговорок, и песенокнебылиц).

Формы работы
Развлечение «Приходите в
гости»

37

Возраст детей: 3 - 4 года
Содержание работы
Познакомить детей с бытом,
предметами быта русских и
бурят, обратить внимание на
сходства и различия.
Вызывать у детей интерес к
различным народным играм,
учить играть в них.

Тема
«Традиции и быт».
«Ёhо заншал».
1. В гости в русскую
избу…

Формы работы
Игра – посиделки в русской
избе.
Игра – Знакомство с
бурятской юртой.

2. В гости в юрту…
3. Мы играем.

Воспитывать у детей интерес и
уважение к традициям и быту
разных народов через народное
творчество (сказки, сказания,
песни, загадки, пословицы, игры,
игрушки).

Дидактическая игра: «Одень
куклу»
Кукольный театр.

Возраст детей: 4 –5 лет
Содержание работы

Тема

Познакомить детей с народной
«Традиции и быт».
культурой прошлого, со
«Ёhо заншал».
старинными предметами быта и
их предназначением (мини музей 1. Мир прошлого
– «зона детской активности»).
(изба, юрта).
Дать детям знания о
национальной одежде русских и
бурят, о том, что народный
костюм – отражение
национальной культуры народа.

2. Поэзия народного
костюма.

Формы работы
Игра: «Экскурсовод»
(Русская изба. Предметы
старины)
Игра: «Экскурсовод» (Юрта.
Предметы старины)
Развлечение «В гостях у
Сагаан Убгэна»

3. Игры и игрушки.
Развлечение «В гости к
бабушке Дариме»

Учить детей играть в народные
игры русских и бурят; дать
понятие, что народные игры и
игрушки являются культурным
наследием, которые отражают
национальное своеобразие
культуры и быта того или иного
народа.
38

Развивать у детей способность
воспринимать
и
уважать
этническое
разнообразие
и
культурную
самобытность
разных народов.
Возраст детей: 5 - 6 лет
Содержание работы
Познакомить детей с народной
культурой прошлого, со
старинными предметами быта
и их предназначением у
русских и бурят (на базе
этнографического музея
народов Забайкалья).
Дать детям знания о том, что
праздники есть у каждого
народа, праздники бывают
религиозные, бытовые,
семейные, общенародные, но в
каждом из них проявляется
самобытность народной
культуры и традиций.

Тема

Формы работы

«Традиции и быт».
«Ёhо заншал».

Игровое
упражнение
«Расскажи о любом предмете
старины» (Выставка предметов
старины)

1. Встреча с прошлым
русских и бурят.

Игровое упражнение: «Подбери
2. Обычаи и праздники. одежду и украшения русских и
Новый год. Сагаалган. бурят»
3. Национальная кухня.
Путешествие во
времени.

Музыкально-фольклорный
досуг «Заклички и календарнообрядовые песни»
Праздник «Сагаалган»
Праздник «Пасха»

Дать детям представления о
том, что для каждой
национальности характерны и
свои национальные блюда,
которые отражают образ
жизни, историю народа.
Воспитывать этническое
самосознание детей.
Развивать у детей способность
воспринимать и уважать
этническое разнообразие и
культурную самобытность
разных народов.

39

Возраст детей: 6 - 7 лет
Содержание работы
Ввести ребенка в мир
истории через вещноматериальную среду,
чтобы показать
историческую динамику
жизни человечества ( на
базе этнографического
музея народов
Забайкалья).
Дать детям знания об
этнической самобытности
разных народов и
формировать
эмоциональноположительное
отношения к
национальному
многообразию Бурятии.
Формировать
представления детей о
том, что праздники - это
часть культуры, а в
национальных праздниках
проявляется,
самобытность народной
культуры, традиции,
атмосфера праздника
помогает людям лучше
узнавать и понимать друг
друга.
Организовывать участие
детей в исполнении
обрядов, пении народных
песен, инсценировок.

Тема

Формы работы

«Традиции и быт».
«Ёhо заншал».

Сюжетно-ролевая игра:
«Встречаем гостей»(с
атрибутами, с использованием
хадака и рушника)

1. Встреча с прошлым
народов Забайкалья.
2. Обычаи и праздники
русских.
3. Обычаи и праздники
народов Сибири.
Сагаалган.

Развлечение «Масленица»
Как играли наши бабушки и
дедушки (считалки, игры ….)
Праздник «Сагаалган»
Праздник «Пасха»

Развивать у детей
способность уважительно
воспринимать этническое
разнообразие и
культурную
самобытность различных
народов.

40

Динамика освоения содержания темы:
«Традиции и быт. Ёhо заншал»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. Дидактическая игра: « Найди Алену и Оюну»
Возраст детей: 3 – 4 года
1. Игра: «Дом» (Русская изба. Предметы старины)
2. Игра: «Дом» (Юрта. Предметы старины)
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. Игра: «Экскурсовод» (Русская изба. Предметы старины)
2. Игра: «Экскурсовод» (Юрта. Предметы старины)
3. Дидактическая игра: «Одень куклу»
Возраст детей: 5 - 6 лет
1.
2.
3.
4.

Расскажи о любом предмете старины (Выставка предметов старины)
Игровое упражнение: «Подбери одежду и украшения русских и бурят»
Какие ты знаешь праздники у русских и бурят?
Назови национальные блюда русских и бурят?

Возраст детей: 6 - 7 лет
1.
2.
3.
4.

Игра: «Встречаем гостей» (с атрибутами, с использованием хадака и рушника)
Сагаалган – что это за праздник? А пасха?
«Как играли наши бабушки и дедушки» (считалки, игры ….)
В чем сходство и различие национальных костюмов русских и бурят?

41

«Животный мир Бурятии».
«Манай нютагай амитад».
Расширять знания детей о животных (птицах, насекомых,
пресмыкающихся и земноводных) Родного края, об их приспособлениях
к сезонным изменениям в природе, связь со средой обитания.

Возраст детей: 2 - 3 года
Содержание работы

Тема

Пробудить
интерес
к «Животный мир
обитателям живой природы. Бурятии».
«Манай нютагай
Закреплять знания о
амитад».
животных (различать и
1. Живой уголок.
называть их; запоминать, где
живут)
2. Домашние животные.
Кто у бабушки живет?
Обогащать знания детей о
диких, о домашних
животных.

Формы работы
Развлечение «Зайчик в гостях у
детей»
Дидактическая игра: «Кто у
бабушки живет?»

42

Возраст детей: 3 – 4 года
Содержание работы

Тема

Формы работы

Познакомить детей с пятью
Дидактическая игра: «Пять
«Животный мир
видами домашнего скота,
драгоценностей Бурятии»
Бурятии».
издревле почитаемыми
«Манай нютагай
скотоводами-степняками как амитад».
Дидактическая игра: «Хорошо
пять драгоценностей.
в лесу живется»
Дать знания о животных,
1. «Пять драгоценностей» обитающих в лесах Бурятии.
животные Бурятии.
Игра: «Угадай, кто это?»
Обратить внимание детей на
(Птицы. Картинки)
разнообразие птиц Бурятии, 2. Животные бурятского
среда их обитания.
леса.
Развлечение «На птичьем
Дать представления об
дворе»
образе жизни птиц.
3. Какие птицы бывают и
как их называют.

Возраст детей: 4 - 5 лет
Содержание работы

Тема

Формы работы

Расширить знания детей о
«Животный мир
животных и птицах нашего
Бурятии».
края, об их приспособлениях «Манай нютагай
к сезонным изменениям в
амитад».
природе, связь со средой
обитания.
1. Животные Бурятии.

Игра-путешествие «Лесные
сказки»

Воспитывать гуманное
отношение в обращении с
животными.

2. Зимующие и перелетные
птицы.

Дидактическая игра: «Есть у
каждого свой дом»

3. Где и как зимуют
животные нашего края.

Игровое упражнение:
«Разложи картинки»
(Зимующие и перелетные
птицы)

Дидактическая игра:
«Четвертый лишний»
(животные Бурятии)

Развлечение «Музыка о
животных и птицах»

43

Возраст детей: 5 – 6 лет
Содержание работы
Формировать интерес к
жизни животных и птиц, к
особенностям их обитания,
защиты и способам
приспособления к
природным условиям,
условиям жизни.
Рассказать, что от
особенностей строения
конечностей зависит
характер передвижения
животных.

Тема

Формы работы

«Животный мир
Бурятии».
«Манай нютагай
амитад».

Игровое упражнение: «Кто в
лесу обитает, и как себя
защищает?» (по картинкам)
Игра: «Угадай, кто это?»

1. Жизнь лесных зверей.
2. Птицы наших лесов.
3. Животные в воде и у
воды.

Игра с использованием «живой
картины»: «Кто где живет?»
(Животные в воде и у воды)
Музыкальный зоопарк.
Экологический досуг «Птицы
весело поют»

Дать знания о том, какую
пользу приносят животные и
птицы для человека. Охрана
животных.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Содержание работы
Формировать представление
детей о животных, как о
зависящих друг от друга
особях, о неповторимости
каждого живого существа,
практическим значением для
человека.
Обращать внимания на черты
поведения птиц и животных
(привязанность, верность
друг другу, забота о птенцах
и детенышах, их защита и
др.)

Тема

Формы работы

«Животный мир
Бурятии».
«Манай нютагай
амитад».

Экологический марафон
Игровое упражнение: «Где у
птицы дом?» (Лес, луг, поле)

1. Экологическая
тропа Игровое упражнение: «Кто
Бурятии
–
в живет в траве?»
многообразный
мир
животных.
Поле чудес «Животные
Бурятии»
2. Птицы наших лесов,
лугов, полей.
3. Кто живет в траве.

Дать представления о
насекомых, пресмыкающихся
и земноводных, их связь с
другими представителями
животного мира.
Способствовать гуманному
отношению к живому, любви
к природе.
44

Динамика освоения содержания темы:
«Животный мир Бурятии. Манай нютагай амитад».
Возраст детей: 2 – 3 года
1. Дидактическая игра: «Кто у бабушки живет?»
2. Дидактическая игра: «Хорошо в лесу живется»
Возраст детей: 3 – 4 года
1. Дидактическая игра: «Пять драгоценностей Бурятии»
2. Дидактическая игра: «Хорошо в лесу живется»
3. Игра: «Угадай, кто это?» (Птицы. Картинки)
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (животные Бурятии)
2. Дидактическая игра: «Есть у каждого свой дом»
3. Игровое упражнение: «Разложи картинки» (Зимующие и перелетные птицы)
Возраст детей: 5 - 6 лет
1. Игровое упражнение: «Кто в лесу обитает, и как себя защищает?» (по картинкам)
2. Игра: «Угадай, кто это?» (Птицы. По картинкам.)
3. Игра с использованием «живой картины»: «Кто где живет?» (Животные в воде и у
воды)
4. Что такое Красная книга?
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. Каких животных Бурятии ты знаешь?
2. Как разные животные живут в одном доме?
3. Игровое упражнение: «Где у птицы дом?» (Лес, луг, поле)
4. Игровое упражнение: «Кто живет в траве?»
5. Для чего нужны заповедники?
6. Какие животные занесены в Красную книгу?

45

«Растения родного края».
«Манай нютагай ургамалнууд».
Познакомить детей с разнообразием растительного мира Бурятии,
его значении в жизни человека и животных.

Возраст детей: 2 - 3 года
Содержание работы
Воспитывать добрые чувства,
любопытство, любознательность,
эстетическое восприятие,
переживания, связанные с красотой
растительного мира природы.
Узнавать и называть растения
ближайшего окружения (2-3
растения)

Тема

Формы работы

«Растения родного
края»
«Манай нютагай
ургамалнууд»

Театр петрушек
«Огородники»

1. Минуты любования
(трава, кусты,
деревья)

46

Возраст детей: 3 – 4 года
Содержание работы
Дать элементарные
экологические знания о
дереве, лесе. Лес – это дом
для растений, птиц,
животных.
Развивать чувство «дома»:
лес – это «дом» для человека,
где он отдыхает, собирает
дары леса.
Формировать представления
о понятиях дикорастущие и
культурные растения,
съедобные и несъедобные,
ядовитые ягоды и фрукты; о
строении растений (стебель,
лист, цветок) и их
потребностях во влаге.
Развивать умения
устанавливать простейшие
связи между состоянием
растений и уходом за ними.

Тема

Формы работы

«Растения родного края»
«Манай нютагай
ургамалнууд»

Дидактическая игра: «В лесу
и в огороде»

1. Здравствуй лес!

Дидактическая игра: «Собери
цветок»

2. Садовые и
дикорастущие растения.
3. Цветы.

Возраст детей: 4 - 5 лет
Содержание работы

Тема

Учить узнавать и называть
«Растения родного края»
деревья, кустарники, травы
«Манай нютагай
по внешнему виду; выделять ургамалнууд»
отличительные признаки
трав, деревьев и
1. Травы.
кустарников.
2. «Народные» растения
Формировать представления
Бурятии
о частях растений, о
сезонных изменениях в их
3. Кустарники, деревья
жизни.

Формы работы
Дидактическая игра
«Целебные травы»
Игра: «С какой ветки детки?»
Развлечение «В гостях у
дядюшки Ау»

Познакомить с народным
названием некоторых
растений.
Воспитывать бережное
отношение к растениям при
сборе букетов, целебных
трав, ягод.
47

Возраст детей: 5 – 6 лет
Содержание работы

Тема

Дать детям представления о «Растения родного края»
ярусах леса, лес – многоэтажный «Манай нютагай
дом.
ургамалнууд»
Познакомить детей с
особенностями жизни леса, луга,
поля, водоема в разные времена
года.
Обогащать знания детей о
растениях, о их значении для
животных и человека.

1. Необыкновенное
путешествие в
обыкновенный лес.

Формы работы
Дидактическая игра:
«Четвертый лишний»
(растения леса, поля,
луга, водоема)
Игровое упражнение
«Лечебные травы»

2. Растения леса, луга,
поля, водоема.
3. Природная аптека

Целебные свойства растений.
Учить проявлять
любознательность и стремление
глубже познать мир растений
ближайшего окружения,
выполнять правила поведения
при общении с природой,
испытывать эстетические
переживания при встрече с
лесом, лугом, полем, водоемом.

Возраст детей: 6 – 7 лет
Содержание работы

Тема

Формировать
представления «Растения родного края»
детей о лесе, тайге, как об «Манай нютагай
экосистеме.
ургамалнууд»
Дать детям знания о некоторых
необычных
и
интересных
свойствах растений.

1. Необыкновенное
путешествие в
обыкновенный лес.

Уточнить представления детей
о разном значении леса и
растений в жизни человека:
оздоровительном,
эстетическом, хозяйствен-ном,
о
положительном
и
отрицательном
влиянии
человека на природу.

2. Барометры. Часы.
Календарь.

Формы работы
Дидактическая игра:
«Четвертый лишний»
(Растения сибирского
леса)
Микрофон - рассказ о
Красной книге.

3. Природа и человек.

48

Учить
проявлять
любознательность в процессе
наблюдения за растениями,
интерес к способам познания,
бережно относится к растениям
в любых ситуациях.

Динамика освоения содержания темы
«Растения родного края. Манай нютагай ургамалнууд»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. Дидактическая игра: «Спрячемся от дождика» (трава, кусты, деревья)
2. Игра: «раз, два, три к дереву беги!»
Возраст детей: 3 – 4 года
1. Что такое лес?
2. Дидактическая игра: «В лесу и в огороде»
3. Дидактическая игра: «Собери цветок»
4. Как ухаживать за растениями?
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (Трава, кустарники, деревья)
2. Чем дерево отличается от кустарника?
3. Игра: «С какой ветки детки?»
4. Как лечат растения?
5. Как вести себя в лесу?
Возраст детей: 5 - 6 лет
1. Почему говорят: «Лес – многоэтажный дом»?
2. Как дерево дышит, питается, растет?
3. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (растения леса, поля, луга, водоема)
4. Что такое «природная аптека»?
5. Какие ты знаешь правила поведения в лесу.
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. Что такое тайга? Почему говорят: «Лес – это многоэтажный дом»?
2. Дидактическая игра: «Четвертый лишний» (Растения сибирского леса)
3. Какие необычные растения, ты знаешь? В чем проявляется их необычность?
4. Какую пользу растения приносят окружающей среде и человеку?
5. Как лесник заботится о лесе?
6. Какие растения сибирского леса занесены в Красную книгу? Почему?

49

«Искусство».
Познакомить детей с различными видами искусства народов,
проживающих на территории Бурятии.

50

Возраст детей: 2 - 3 года
Содержание работы

Тема

Вызывать
у
детей «Искусство».
эмоциональную
отзывчивость
к 1. Минутки любования.
эстетической
стороне
окружающей
2. Народная игрушка
действительности,
к
народной
игрушке,
к 3. Иллюстрации.
иллюстрациям.

Формы работы
Выставка народных игрушек

Учить «видеть»: богатство
цвета,
красоту
линий,
изящество форм, фактуру.
Способствовать
сенсорному
развитию
ребенка, развитию его
художественного
восприятия.

Возраст детей: 3 – 4 года
Содержание работы

Тема

Привлечь внимание детей к «Искусство».
народной игрушке,
1. Народная игрушка.
сформировать у них
интерес, эмоциональную
2. Книжная графика.
отзывчивость, чувство
радости от встречи с яркой 3. Кто такой художник.
нарядной игрушкой,
способствовать
повышению интереса к
народной игрушке.

Формы работы
Дидактическая игра: «Найди
игрушку по описанию»
Дидактическая игра: «Из
какой сказки герой?»

Знакомить детей с книжной
иллюстрацией (вид
графики).
Познакомить детей с
профессией художника,
значимостью его
деятельности, орудиями
труда.
51

Воспитывать интерес к
рассматриванию ярких
образов, учить видеть что и
как изобразил художник в
рисунке.
Вызывать эмоциональный
отклик на красоту
предметов и явлений в
произведениях искусства.

Возраст детей: 4 – 5 лет
Содержание работы

Тема

Формы работы

Познакомить
детей
с «Искусство».
бурятским орнаментом, его 1. Бурятские узоры.
особенностями, значением,
характерными цветами.
2. Русские узоры.

Творческая мастерская коллективная
аппликация панно
«Ёхор»

Учить детей видеть красоту 3. Пейзаж настроения.
народного
узора,
его
закономерности
(композицию).

Творческая мастерская
«Распиши посуду»
Музыкальный альбом

Вызывать интерес у детей к
живописи,
картине
художника,
формировать
умение
внимательно
ее
рассматривать,
эмоционально откликаться
на ее содержание.

52

Возраст детей: 5 – 6 лет
Содержание работы

Тема

Познакомить детей
скульпторами,
произведениями.

со «Искусство».
их
1. Скульптура больших и
малых форм.
Показать
связь
художественного образа с 2. Красота, радость,
традициями народа.
творчество. Народное
декоративно-прикладное
Учить детей понимать
искусство.
скульптурные
образы,
видеть в них яркую 3. Жанры живописи
индивидуальность
(портрет, пейзаж,
скульптора,
красоту
натюрморт).
материала.

Формы работы
Дидактическая игра: «Узнай и
назови» (Народное
декоративно-прикладное
искусство)
Игра: «Четвертый лишний»
(жанры живописи)
Мастер-класс художника
Зорикто Доржиева
Музыкальный досуг
«Праздника хочет наша душа,
пляска сегодня так хороша!»

Развивать
интерес
к
предметам
народного
декоративно-прикладного
искусства.
Дать детям понятия
жанрах живописи.

о

Воспитывать эстетический
вкус и гордость за свой
народ,
уважение
к
народным мастерам.
Возраст детей: 6 – 7 лет
Содержание работы
Познакомить детей с
декоративно-прикладными
видами искусства – резьба
по дереву, чеканка,
украшения.

Тема

Формы работы

«Искусство».

Игровое упражнение:
«Покажи и разложи»
(декоративно-прикладное
искусство русских и бурят)

1. Народные умельцы.
2. Путешествие в прошлое.
Архитектура.

Показать, что данный вид
искусства связан с
3. Красота в жизни и
обычаями и образом жизни
искусстве.
народа.

Игровое упражнение:
«Покажи и назови
архитектурные памятники
родного города» (по
иллюстрациям).

Дать детям понятие, что
такое архитектура, ее
особенности и связь с

Дидактическая игра:
«Составь узор»
Музыкальный досуг «Лейся
53

историей и культурой
народов.
Формировать у детей
эстетическое отношение к
окружающей их
действительности;
пробуждать способность
наслаждаться
многообразием красок.

песня…»
Мастер-класс Зорикто
Доржиева

Формировать интерес и
способность проникаться
чувствами, переживаниями
и отношениями, которые
несут в себе произведения
искусства.

54

Динамика освоения содержания темы:
Тема: «Искусство»
Возраст детей: 2 – 3 года
1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Узнай и назови
2. Вопросы по картинкам (Книжная графика)
Возраст детей: 3 – 4 года
1. Дидактическая игра: «Найди игрушку по описанию»
2. Кого называют художником? Что нужно для работы художнику?
3. Дидактическая игра: «Из какой сказки герой?»
Возраст детей: 4 – 5 лет
1. Дидактическая ига: «Подбери орнамент»
2. Игровые упражнения с использованием иллюстраций «Дошкольникам
об искусстве» Т.Н. Доронова
3. Игровое упражнение: «Найди игрушку»
Возраст детей: 5 - 6 лет
1. Что такое скульптура? Из чего делают скульптуры?
2. Для чего необходима скульптура малых форм? Назови
монументальную скульптуру в нашем городе? Где она установлена?
3. Дидактическая игра: «Узнай и назови» (Народное декоративноприкладное искусство)
4. Игра: «Четвертый лишний» (жанры живописи)
Возраст детей: 6 - 7 лет
1. Игровое упражнение: «Покажи и разложи» (декоративно-прикладное
искусство русских и бурят)
2. Что такое архитектура? Покажи и назови архитектурные памятники
родного города (по иллюстрациям).
3. Дидактическая игра: «Составь узор»
4. Игра: «Назови правильно» (жанры живописи)
5. Рассказ ребенка о своей работе.

55

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Воспитательно-образовательный
процесс
строится
с
учетом
контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей,
социального заказа родителей. При организации воспитательнообразовательного
процесса
необходимо
обеспечить
единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует
решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к
разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на
комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных
областей дает возможность достичь этой цели. Построение всего
образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие
возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию
оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные
возможности для практики, развития основных навыков, понятийного
мышления. Одной теме следует уделять не менее одной недели.
Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в подборе
материалов, находящихся в группе и центрах (уголках) развития. В
Программе дано комплексно-тематическое планирование для каждой
возрастной группы, которое следует рассматривать как примерное. Педагоги
могут по своему усмотрению частично или полностью менять темы или
названия тем, содержание работы, временной период.
Культурно-досуговая деятельность (традиционные события, праздники,
развлечения)
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен
раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям
традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурнодосуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить
каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное
благополучие, способствует формированию умения занимать себя. В
комплексно-тематическом планировании обозначены темы по организации
досугов детей для каждой возрастной группы. Дан примерный перечень
событий, праздников и мероприятий.

56

Учебно-методический комплект к программе
Программа «Тоонто нютаг – Родной край» обеспечена учебно-методическим
комплектом, работа над совершенствованием которого постоянно ведется
педагогическим коллективом.
В комплект входят:
1. Образовательная программа «Тоонто нютаг – Родной край»»;
2. Рабочие тетради:
«Дорожка к творчеству» для детей от 2-х до 7-ми лет. В рабочих тетрадях
предложены творческие задания по темам программы.
3.«Байкальская мозаика» /сост. 3.И. Пазникова, Л.П. Майорова – Улан-Удэ:
ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014.
По подготовке детей к школе на основе формирования знаний о культуре
народов Бурятии (6-7лет).
4. Методические пособия для педагогов по всем темам программы
(конспекты, сценарии, музыкальные развлечения по темам)
5. Наглядно-дидактические пособия (куклы в национальных костюмах,
художественная литература, макеты русской избы и юрты, картины
художников Бурятии)
6. Методические пособия для воспитателей:
- «Фауна»
- «Флора»
«Бурятские народные игры»
«Орнаменты русского и бурятского народа»
«Материалы из книги Р.С. Иванова «Бурятские танцы» (для переработки и
создания адаптированных для детей дошкольного возраста бурятских
народных танцев)
7. Экспонаты для мини-музеев «Русская изба», «Бурятская юрта»
8. Куклы бибабо (куклы изготовлены мастерами театра «Ульгер»)

57

Список литературы
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
3.Барбаадай /сост.Ц-Д. Дондокова, Л.Д. Тапхаев, Ц.Б. Бадмаев. – Улан-Удэ:
Бурят. кн. изд-во, 1987.
4.Балдаев С.П. Родословные предания и легенды бурят: в 2ч. - Улан-Удэ:
Бурят. кн. изд-во, 1970.
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика и современная
национальная школа. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1993.
6.Виноградова Н.Ф., Соколова Л.А. Моя страна – Россия. – М: Просвещение,
2004.
7.Виноградова Т.Н. Планирование работы по календарю – Творческий центр Москва 2011.
8.Лопсонова З.Н., Малунова Г.С. Приобщение дошкольников к традициям
народной культуры бурят: методическое
пособие. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2006.
9.Лопсонова З.Б. Преемственность в воспитании этической культуры у
дошкольников и младших школьников. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.
10.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом
«Карапуз», 2001.
11.Большая энциклопедия. Растения и животные: вопросы и ответы. – М.:
ОЛМА Медиа Групп, 2013
12. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план
работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
– СПб.: «Детство-Пресс», 2010.
13. Соколова Л. Воспитание ребѐнка в русских традициях. Москва – Пресс.
2003г
14. Серебрякова Р. Улан-Удэ. Путеводитель
15. Иметхенов А.Б. Улан-Удэ: история и современность. Издательство БНЦ СО
РАН 2001
16. Соктоев И. Художники Бурятии. Ленинград. 1976г.
17. Бурятия: традиция добра, г. Улан-Удэ, 2014г.
18. Мишарина Л.А., В.А. Горбунова Ознакомление детей дошкольного
возраста. Иркутск 2004.
19. Мишарина Л.А., В.А. Горбунова. Ориентировочная региональная
программа знаний о растениях. Иркутск 2002.

58


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».